Поведенческая терапия или метод прикладного анализа поведения ABA (Applied behavior analysis) — один из эффективных методов коррекции/ реабилитации и абилитации. Это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения. АВА как научная дисциплина изучает влияние факторов в окружающей среде на поведение и управляет этими факторами, чтобы изменить поведение человека.
Метод АВА для работы с детьми с РАС впервые был использован доктором Иваром Ловаасом (Іvar Lovaas) и его коллегами из Калифорнийского университета в Лос‑Анджелесе в 1963 году. В основу была взята идея, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся — то не будет.
⠀
При этом подходе многие навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза и другие, разбиваются на мелкие блоки - действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие.
Специалист по АВА во время занятия контролирует и структурировано управляет деятельностью ребенка. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные - пресекаются. Для достижения желаемого поведения используют подсказки и стимулы, как положительные, так и отрицательные. Конечная цель АВА - дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно.
⠀
Прежде, чем начать коррекцию, ABA-терапевт проводит специальное тестирование, чтобы оценить навыки речи и социального взаимодействия и подобрать нужную программу для работы с конкретным ребенком. Это тест Тест VB-MAPP (The Verbal Behavior Milestones Assessment and Placement Program), основанный на работе Б.Ф. Скинера «Вербальное поведение» (1957) и имеющий 50-летнюю историю исследований и разработок. Он позволяет детально оценить возможности ребенка, тщательно выбрать цели для обучения, планировать обучающий процесс и проводить мониторинг навыков.
⠀
VB-MAPP состоит из пяти компонентов:
1. Оценка вех развития
2. Оценка преград для обучения
3. Оценка переходов
4. Анализ заданий и мониторинг приобретения навыков
5. Рекомендации по построению индивидуальной программы обучения.
⠀
Для того, чтобы получить максимальную пользу от использования VB-MAPP в коррекционной работе, необходимо чтобы специалист имел образование по АВА терапии и понимал принципы поведенческого анализа и вербального поведения.